Расписание занятий
Оценка качества образования
Ссылки

О нас пишут

Мастерица из Теньгушева "одевает" матрешек и расписывает храмы

Автор: Мила Мельникова
Несколько лет назад в Теньгушеве на фестивале «Мордовия мастеровая»  среди разнообразия сувениров и ярких колоритных матрёшек я невольно задержала взгляд на деревянных сударынях Веры Куликовой. Они заметно отличались от других румяных барышень в пестрых, цветастых сарафанах тем, что  были «одеты» в коричнево-кремовые платья, расписанные пейзажами с деревянными избушками и маковками каменных церквей. А головки покрыты ажурными кружевными платами, спускающимися воланами на плечи.
Несколько лет назад в Теньгушеве на фестивале «Мордовия мастеровая»  среди разнообразия сувениров и ярких колоритных матрёшек я невольно задержала взгляд на деревянных сударынях Веры Куликовой. Они заметно отличались от других румяных барышень в пестрых, цветастых сарафанах тем, что  были «одеты» в коричнево-кремовые платья, расписанные пейзажами с деревянными избушками и маковками каменных церквей. А головки покрыты ажурными кружевными платами, спускающимися воланами на плечи.

«Она у нас гений!»

Тех матрешек в необычных нарядах Вера Васильевна создавала в качестве дипломного проекта, когда заочно училась на художественном факультете МГПУ им Е.М. Евсевьева.  А в юности она с отличием окончила Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина. Сейчас она уже не первый год обучает талантливых сельских ребят тонкостям изобразительного творчества в Теньгушевской школе искусств.

Что касается необычного декора её дипломных матрёшек, то он возник  не случайно. Тиражировать традиционные популярные образцы теньгушевских кукол Вере Васильевне не интересно, она всегда по-своему смотрит на окружающий мир, видит ту красоту, которую большинство людей порой просто не замечают. Потому и созданные её руками работы наполнены особым душевным теплом и светом. А для дипломного проекта Вера Куликова выбрала тему «Старый Саранск». Именно исторические пейзажи современной столицы Мордовии стали основой дизайна одежды расписных красавиц. Но прежде чем взяться за кисти, Вера Васильевна перечитала массу исторической литературы, говорит, что главным подспорьем для неё послужили монографии и справочники известного исследователя-краеведа Сергея Бахмустова.

Вузовская комиссия оценила идею и воплощение дипломного проекта Веры Куликовой на отлично. Её «Старый Саранск» экспонировался на нескольких топовых выставках, а теперь хранится среди лучших достижений выпускников кафедры художественного образования в МГПУ. А теньгушевские коллеги без преувеличения говорят про Веру Васильевну: «Она у нас гений!»

Творческие гены

Художественное чутьё передалось Вере по наследству. Хотя изобразительное творчество у сельчан никогда не считалось серьезным занятием. Для жизни требовалось владеть каким-нибудь практичным ремеслом, способным прокормить и обеспечить семью. Её дед славился в округе как мастер по изготовлению сбруи, упряжи и иных аксессуаров для лошадей. Папа Василий Павлович владел врождённым плотницким даром и на редкость острым глазомером.

— Отец, — вспоминает Вера Васильевна, — и мебель делал, и ажурные резные наличники с замысловатым орнаментом. Для охотников папа мастерил приманки – подсадных уток, внешне почти не отличавшихся от живых. А для детей выпиливал из дерева различные подвижные игрушки. Мама наша шила, вышивала. Так что, рукоделие было привычным занятием в семье.

Старший брат Веры Василий трудился мастером по ремонту холодильных установок на маслозаводе. А для души самоучкой освоил изготовление ювелирных изделий. Брат Николай в юности получил специальность токаря по металлу, но так же филигранно владеет мастерством художественной обработки древесины. И как отец, для души он делает забавные эксклюзивные игрушки в штучном экземпляре – романтичную корову с крыльями, настоящего Буратино и т.д.    

Школьный класс над алтарём

Вера — самая младшая в семье. Она – единственная в семье училась в художественной школе, которая тогда находилась при районном клубе. А под клуб местные власти приспособили церковь Иконы Казанской Божией Матери, построенную на средства прихожан ещё в XIX веке. В 1929 году здание храма переоборудовали: существенно изменили интерьер, установили в трапезной подвесные потолки, пристроили  деревянный тамбур, а к южному фасаду – кинопроекционную.

— Наш класс размещался как раз над алтарём, — вспоминает Вера Васильевна, — а алтарь превратили в физкультурный зал.

Тогда она и подумать не смела, что спустя много лет, уже после того как здание храма вернут Русской православной церкви и там возобновятся службы, ей придётся восстанавливать старинную роспись, очищать от патины серебряные оклады, реставрировать лик Спасителя, варварски замазанный воинствующими атеистами…

Художник-модельер

Но сначала юная Верочка мечтала связать свою судьбу с творческой профессией, хотя родителям не хотелось отпускать от себя младшую и единственную дочку. Но Веру поддержал старший брат Василий. Он сам отвёз 14-летнюю сестрёнку в Александровское профучище во Владимирской области, где готовили художников по вышивке. Чем не специальность для творчески одарённой девочки? А уж оттуда мастер Александровского ПТУ направил талантливую ученицу-отличницу в Москву.

Студентам Калининского художественно-промышленного училища, прежде всего, преподавали основы классического академического образования, дающие простор для воплощения авторской фантазии. Вера Куликова училась там на художника-модельера по вышивке, старательно выполняла учебные задания и придумывала новые узоры и фасоны. Её работы уже тогда демонстрировались на студенческих выставках как образцово-показательные. И дипломная белоснежная, вышитая гладью, маркизетовая блузочка с модным тогда рукавом «летучая мышь» произвела настоящий фурор.

Однако выстроить успешную карьеру в модельном бизнесе ей не удалось. Как раз началась пресловутая перестройка, рухнула стройная система трудоустройства выпускников. И Вера вернулась в родные Башкирцы. Тем более состарившиеся родители нуждались в заботе и уходе.

Редкий дар

Правда, художники-модельеры по вышивке в селе не востребованы. Зато Теньгушевский район известен декоративно-прикладными промыслами. В советскую пору там успешно действовал деревообрабатывающий комбинат, специализировавшийся на изготовлении сувенирной продукции. Мужчины вытачивали из дерева заготовки матрешек, шкатулок и тому подобного, а женщины расписывали их красочными узорами.

Но вскоре и ДОК сгорел, а восстанавливать производство уже никто не взялся. Умельцы до сих пор кто как может зарабатывают малоприбыльными частными заказами, остальные, как в досоветские времена, подались на «отхожий промысел» — вахтовиками в большие города.

Вера Васильевна лишена коммерческой жилки. Но её редкостный талант востребован. Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в нижегородском с. Бутаково протоиерей Владимир Савельев, зная о художественном даровании Веры Куликовой, именно ей доверил реставрацию церковной росписи. Работа эта не быстрая, требующая аккуратности, кропотливости и особого вдохновения.

Кроме храмов в Теньгушеве и Бутакове, вместе с братом Вера Васильевна последние несколько лет оформляет интерьер деревянной церкви в соседней деревне Красный Яр. По её эскизам Николай выточил резные царские врата. Она расписывает алтарь.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 11.05.2021   |   Изменено: 11.05.2021 20:24:41
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Поздравление с наступающим Новым Годом!
Интересный факт
Награждение дипломом II степени "Лучшая сельская детская школа искусств"
Фотографии